А утром – на тебе: война закончилась!

Категории: Рубрики » Эхо войны от 1-11-2014, посмотрело: 1594

Рассказ о встрече на Эльбе, Дне Победы, самых правдивых книгах и фильмах о войне, а также напутствие молодёжи и всем ныне живущим – в заключительной части интервью с ветераном войны А.И. Тырышкиным.

 

 

 

Три года назад фронтовика не стало, но его воспоминания о Великой Отечественной сохранила видеозапись, расшифровку которой «Вестник труда» публикует впервые.

- Анатолий Иванович, в каких крупных сражениях Вы участвовали?

- Взятие Бобруйска, форсирование Днепра, взятие Варшавы, бои под Берлином.

- Знаменитые наркомовские сто граммов. Какую они роль играли?

- А я не знаю, по-моему, никакой. Ну, что вот, нам давали сорок три грамма спирту. Почему, спрашиваем, спирту? Так чего, воды-то у вас в Белоруссии в болоте не хватит, что ли? Пейте да лейте!

- А были Вы ранены, попадали ли в плен?

- Нет. Меня Бог спас. Хотя, конечно, возможностей было много. Людей-то ведь всегда не хватало. Приходилось и разведчиком быть, и связистом. Особенно я не любил связь, особенно промежуток. Там сидишь один, никого близко нет. У нас были случаи, когда связистов с этих промежутков брали языками. Я на такой случай всегда носил гранату. У неё рычажок там такой есть, его распрямляешь и палец – в кольцо. Если тебя возьмут…

- Как после войны относились к солдатам, которые попадали в плен?

- Ну, если кто не был на войне, так может как-то враждебно относились. А тот, кто воевал, тот всё понимал. У меня дядя Петя был в плену. Как он туда попал, не рассказывал, да и это не спрашивали. Как вот люди, которые до войны сидели в тюрьме, а потом их брали на фронт, у них тоже не спрашивали, за что посадили.

- Когда было сложнее воевать: зимой или летом?

- Если взять Брест, когда мы туда подходили, лучше такое лето не надо! Потому что жарко, кругом убитые... Мы только заняли огневую, смотрим, что такое – внизу черви... А запах! Знаешь, даже на губах ощущается. Мы посмотрели, откуда они ползут, а там – воронка. Трупы, лошадь там же валяется, раздуло её, как не знаю что…

- Как вы оцениваете нашу боевую технику?

- Ну, как я могу оценивать своё орудие? Конечно, хорошо.

Тягачи (ну, трактора) были американские. Разведку возила машина «ГАЗ», полуторка, боеприпасы - «ЗИЛ-5», тоже наш. Из личного оружия у меня был карабин и пистолет.

- В вашей части воевали женщины?

- У нас была женщина - санинструктор. Разведчики занимали НП (наблюдательный пункт), и она с ними шла. По передовой, где пехота, и по траншее. «Вон, - говорят, - немцы». И она: «Где немцы?» Голову-то высунула, и снайпер – раз, и пуля прямо в рот… Это первая жертва у нас на батарее была.

- А какое отношение между мужчинам и женщинами было?

- Самые обыкновенные. Нет, это вот только говорят, что они там какие-то… Нет!

- Как на фронте было с питанием?

- Голодом не сидели, конечно. Хлеба – буханку на четверых. А буханки большие, два с половиной килограмма. Ну, и так, конечно, кухня-то у нас всегда была походная. Если куда от части отрывались, так сухой паёк давали.

Тем, кто на Северном фронте воевал (а он снабжался через Мурманск), перепадали американские консервы. У нас был только маргарин американский, жёлтый. Если съел его ложку-две, уже ты, считай, не боец...

- Что Вы знали о союзниках СССР?

- А я их видел. На Эльбе встретились с американцами, в городе Цербсте (Германия). Мы, значит, тут располагаемся, а они – рядом. Негры к нам относились исключительно хорошо! Он уж обязательно ромом тебя угостят, шоколадку дадут.

 

 

- Ощущалась ли на фронте помощь союзников?

- Ну, как не ощущалась, когда я на их тягачах ездил! Не знаю, как раньше. Но мы когда формировались, в 1943-м году под Москвой, тогда сразу эти тягачи и получили. С железной дороги, с платформы. Мы их разгружали, они были в ящиках. Поначалу разламывали весь ящик. А потом стали так: одну стенку уберём, туда заберёмся, заведём, и трактор, как цыплёнок из яйца, раз – вылезет. 

- Где и как Вы встретили День Победы?

- Мы к тому времени прошли с боями по южной окраине Берлина. В центре не были, наша 69-я армия располагалась южнее. Потом вышли на Эльбу, повернули на юг, до Дрездена. Мы должны были его взять. У нас огневые готовы были уже, данные все имелись. Утром ждали команду открыть огонь, а утром – на тебе: война кончилась…

Капитуляцию, конечно, ещё не объявили. Но связисты узнали уже, нашим передали. А там запалили, застреляли: войне конец.

- Какой фильм, на Ваш взгляд, правдивее рассказывает о том времени? Какой фильм советуете посмотреть молодёжи?

- «Горячий снег» (Мосфильм, 1972-й год. – прим. редакции) Это как артиллеристов, батарею, бросили в разведку боем. А потом им должна была прийти помощь, но не пришла. Единицы осталось их там… И когда генерал ходит, орден каждому даёт и говорит: «Больше у меня нет ничего, больше ничего…»

- А книги о войне читали? Какая больше всего понравилась?

- «Сталь и шлак» (В. Попов, издательство «Советская Россия, 1980 г. – прим. редакции). Но это не сам фронт, это тыл.

- Хотите ещё что-то рассказать, о чём мы не спросили?

- Всё уже рассказал, всё… О чём ещё? У нас нечего было.

- Молодым что-нибудь пожелайте.

- Духовного очищения! Пусть у нас не будет жадности, зависти, злобы.

О. ЯКИМОВА.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
  • ICQ:
1 ноября 2014 14:15

Наталия Николаевна

Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
 
Молодцы корреспонденты!! Почаще берите такие интервью, - ведь ветеранов с каждым днём становится всё меньше..

Добавление комментария

Имя:*
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Защитный код против спама:

Введите код с картинки:*