Я своими глазами видел, как врач ампутировал ногу бойцу обычной пилой

Категории: Рубрики » Эхо войны от 12-11-2015, посмотрело: 1290

Предлагаем вниманию наших читателей фронтовые воспоминания тридцатитысячника Иван Александрович Вачевских. Уже после войны, согласно обращению ЦККПС и Совета министров СССР от 26 декабря 1955 г., он был направлен председателем в колхоз «Танк» д. Киверево Колобовского сельсовета.

А 7 марта 1956 года на общем собрании колхозов «Большевик» и «имени Крупской» избран председателем последнего (укрупнённого). В 1958 г. он возглавил колхоз «Родина».

Вот его письмо в редакцию журнала «К новой жизни», в котором он рассказывает о своих фронтовых годах.

- Уважаемая редакция! Советский народ и всё прогрессивное человечество готовятся отметить славную дату – 30-летие Победы над немецко-фашистскими захватчиками.

На предприятиях, подразделениях и учреждениях проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, на которых они рассказывают о своих боевых делах за годы минувшей войны.

На страницах журнала «К новой жизни» мне хочется коротко рассказать о пройденном боевом пути, вспомнить некоторые эпизоды, совершённые нашей разведгруппой.

К началу войны работал на железнодорожном транспорте. Призыву не подлежал – имел «бронь». В сентябре 1941года в армию пошёл добровольно. После соответствующей подготовки принимал участие в обороне города-Героя Москвы.

На оккупированной территории

В июне 1942 года в составе спецгруппы в количестве 19 человек под командованием А.В. Метсикина десантом был выброшен в качестве радиста на временно оккупированную немцами территорию Могилевской области в районы Кричев, Чериков, Климовичи, расположенные по реке Сож.

Сориентировавшись в новых условиях и установив связь с доверенными лицами, руководство группы стало получать данные о передвижениях немецких войск, о наличии складов с боеприпасами и горючим в указанных районах. Эти данные немедленно передавались по рации на «Большую землю».

Примерно в августе 1942 года командиру группы становится известно, что в комендатуре г. Кричев один из старших немецких офицеров ухаживает за работавшей там нашим доверенным лицом и предлагает ей в выходной день пойти на природу погулять. По заданию командира женщина вывела этого офицера из города к реке в условное место, примерно за 2 км от города, где он был задержан нашей засадой и доставлен в расположение группы. Имел при себе пистолет и оказывал сопротивление.

Немецкий офицер хорошо знал русский язык, так как после мировой войны несколько лет жил в Советском Союзе. При допросе дал ценные сведения, которые также были переданы по рации.

Две девушки-подростки по заданию командира группы в корзинках вместе с ягодами носили на железнодорожную станцию Кричев магнитные мины, которые передавали определённым лицам, работавшим на станции. Таким путём было проведено несколько взрывов в пути следования эшелонов и на самой станции.

 

 

На молочном заводе, на берегу реки Сож, было заготовлено для отправки в Германию собранные с населения масло и яйца. Командир группы принял решение часть продукции раздать населению, а оставшееся продовольствие вместе с заводом уничтожить.

 

Путь за линию фронта длиной в 22 суток

Вести открытые бои с немецко-фашистскими захватчиками в задачи группы не входило, но некоторые схватки, как с полицейскими, так и с немцами были.

В начале октября 1942 года вышла из строя рация. Мы лишились возможности информировать центр о переброске немецких войск и их дислокации. Командир принял решение: выходить за линию фронта. Вместе с группой изъявили желание идти свыше 200 человек из числа местных жителей (актива), солдат и офицеров, оставшихся в тылу армии. Переход был трудным и продолжался 22 суток. Шли ночью, днём отдыхали.

Особенно запомнилась переправа через Днепр. Уставшие, голодные, холодные и злые, трое суток ходили мы по берегу, не решаясь переправляться вплавь и вступать в бой. Брода мы не знали. На счастье всех наши разведчики в одном из хуторов разыскали глухонемого мужчину.

Он понял разведчиков, пришёл с ними к реке и вброд перевёл на другой берег несколько человек с пулемётами. Кто раздетый, кто нет, люди заходили в холодную воду. И все без потерь переправились на другой берег, не считая того, что трое утопили оружие и одежду. А девушки-подростки, носившие мины, тоже благополучно перебрались через реку, ухватившись за высоких и крепких ребят.

В эту же ночь мы благополучно перешли через железную и шоссейную дороги примерно в 40 км западнее города Орши, между станцией Гусино и Красное. Устали смертельно. Отойдя на восемь-десять километров в лес от шоссе Минск-Москва, устроили привал.

Начинались демидовские леса, через которые мы и перешли линию фронта.

 

«Рельсовая война» и другие операции

Выборочно с этой же группой, тоже в качестве радиста, с апреля 1943года до 3 июля 1944 года я находился в Смолевигском р-не, Минской области. Мы также занимались сбором разведданных через доверенных лиц, связь с которыми осуществлялась через связных. Кроме этого, командир дважды сам ходил в Минск для встречи с доверенными лицами и получением других данных. Необходимые для этого документы имел.

При помощи таких лиц осенью 1943 года, из лагеря военнопленных г. Борисова на автомашине к нам в группу прибыло 7 человек  советских военнопленных.

Кроме сбора разведданных, мы занимались подрывной работой на железной и шоссейной дорогах. Всего на «железке» провели 14 взрывов, несколько - на шоссе. Систематически проводили повреждение линий связи, устраивали собрания населения. Мною ежедневно принимались сводки Совинформбюро и распространялись среди местных жителей.

Большая часть группы 25 сентября 1943 года вместе с другими отрядами и бригадами участвовала в рельсовой войне. За два часа между Минском и Борисовом было перебито свыше 4000 рельс и 8000 шпал.

Ночью с 21 на 22 сентября 1943 года в своей квартире в г. Минске партизанской миной был убит Гауляйтер Кубе (об этом рассказывает кинокартина «Часы остановились в полночь»). Подробности убийства передавать на «Большую землю» было доверено мне.

Размах партизанского движения к осени 1943 г. достиг таких размеров, что территория партизанской Борисовско-Бегомльской зоны была равна 6000 квадратных километров, на ней располагались 1088 населённых пунктов. Численность партизан составляла 14000 человек. Было 104 первичных парторганизаций с 1285 членами партии, 303 комсомольские организации с 3101 членами ВЛКСМ. Руководство партизанским движением осуществлялось подпольным обкомом партии.

 

В тройном кольце окружения

Весной 1944 года Минская область оказалась прифронтовой. На борьбу с партизанами было брошено 80 000 немецких войск, которые, проводя блокаду, стремились очистить свои тылы от партизан. Фашистам, имевшим численное превосходство, удалось окружить большую группу партизан в районе озера Палик, куда попали и мы.

Они пытались сломить волю партизан, засыпали нас листовками, предлагали сдаться. Днём лесной массив бомбила авиация, ночами обстреливала артиллерия и миномёты. Обстановка была тяжёлой, не было продовольствия, появились раненые, на исходе становились боеприпасы, отсутствовали медикаменты.

Но партизаны не сдавались. В ночь на 15 июня 1944 года в районе деревень Маковье и Холмовка несколько партизанских бригад, отрядов и спецгрупп, в том числе и нашей, под руководством старшего лейтенанта Галушкина прорвали сильно укреплённое кольцо окружения и вышли из блокады. Кольцо окружения состояло из трёх линий.

Потери были велики. Погиб и Галушкин. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Тяжело раненым бойцам, вынесенным с поля боя, оказывалась медицинская помощь. А бойцу Панину из группы Галушкина в примитивных полевых условиях, обычной крестьянской пилой, была ампутирована нога, раздробленная взрывом мины. Я своими глазами видел, как врач отпиливал ногу лежащему на скамейке бойцу Панину, спасая его от дальнейшего распространения гангрены.

В этом бою я тоже был ранен в руку. Несмотря на это, поднял и вынес из боя радиостанцию. Вывел на пункт сбора 20-30 человек партизан, отставших от своих бригад. В нужном направлении помог вывести раненого бойца Тарасевича из-под залпового обстрела в безопасное место.

 

«Скромный вклад» партизан

Погибло много преданных молодых партизан, защищая Родину, но их имена бессмертны. Своей борьбой с немецко-фашистскими захватчиками они на 37 дней отвлекли на себя (на время блокад) от сражения на фронте только по Борисовско-Бегомльской зоне 80 тысяч регулярных немецких войск!

За это время партизанами было убито 6300 и ранено 5000 человек. Подбито и сожжено 27 танков, 6 орудий, 9 миномётов,125 автомашин.

За весь период борьбы народными мстители, входящие в соединение Борисовско-Бегомльской зоны, спущено под откос 793 вражеских эшелона. При этом разбито 630 паровозов, 1884 вагона с живой силой, 1954 платформы с военной техникой, 1828 вагонов с боеприпасами и другими грузами, 295 цистерны с горючим.

Уничтожено 2955 автомашин, 88 танков, 63 бронемашины, 11 самолётов. Перебито 18679 железнодорожных рельсов. Взято в плен и убито 75075 гитлеровцев.

Таков скромный вклад партизан Борисовско-Бегомльской зоны, куда входила наша группа, в победу советского народа над немецко–фашистскими захватчиками.

Подготовила О. ЯКИМОВА.

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Защитный код против спама:

Введите код с картинки:*