В этом году исполняется 80 лет разрушения Троицкой церкви села Кырчаны.
Жители Немского района каждый день проезжают мимо сохранившейся колокольни храма. Кто-то называет её часовней, и думает, что она всегда была такой. Они даже и не подозревают, что это всего лишь останки некогда грандиозного сооружения. Башня, как маяк, то провожает немчан в дальнюю дорогу, то указывает на поворот домой.
Кырчаны с давних времён было большим перекрёстком, местом слияния Казанского, Нолинско-Глазовского и Ижевского трактов. До 1780 года это было главное поселение в округе. Село основано в 1663 году, тогда же и была построена первая деревянная церковь. В 1699 году иерей Иоанн Шатров, церковный староста Прохор Городилов и мирской староста Василий Емельянов подают челобитную о разрешении строительства новой церкви.
Казанский митрополит Тихон благословил и выдал 18 октября 1699 года храмозданную грамоту на построение нового каменного храма. В 1761-63 годах построили новую церковь и колокольню. Главный холодный храм освятили в честь Святой Троицы. В тёплом храме было два престола в честь Богоявления Господня и Рождества Богородицы.
Архитектурной особенностью церкви стал так называемый большой или широкий восьмерик, ширина которого равнялась ширине четверика в первом ярусе. Это придавало зданию ярко выраженную башнеобразность и грандиозность. И резко отличало сооружение от церквей окрестных поселений, увенчанных малыми восьмериками.
Первоначально храм венчался «курмой» - особой грушевидной формой купола. Подобный можно увидеть на церкви с. Ошеть. Затем глава была переделана, что придало зданию ещё большую величавость. Церковь ремонтировали, расширяли и перестраивали в 1828 г, 1838 г, 1864-71 годах. В итоге получился красивейший архитектурный ансамбль. Средства на это имелись – приход состоял из 49 селений. К тому же, в Кырчанах проводились ярмарки, на которые съезжались купцы из Малмыжа, Котельнича, Уржума, Богородского, даже из Сибири. Торговали лошадьми, шерстью, колёсами, фруктами.
Жители села гордились своим храмом и преумножали его богатства и святыни.
После революции всё изменилось, и Троицкая церковь разделила судьбу многих храмов.
В 1935 году селу Кырчаны присвоили статус районного центра, что во многом ускорило уничтожение церкви.
Президиум Кырчанского райисполкома от 23 марта 1935 года постановил «закрыть церковь в селе Кырчаны, а помещение использовать под школу».
Самое интересное, что храм капитально ремонтировали уже в годы Советской власти, в 1928 году. Даже вновь были вызолочены иконостасы. А через семь лет началось разрушение святыни. Приспособить здание под другие нужды оказалось трудно, решили снести. Кирпич пошёл на строительство казённой бани и другие нужды. Разрушили также церковную ограду и кладбище. Сохранилась лишь колокольня храма, но использовали её скорее как каланчу. А ведь это архитектурный памятник, вещь очень редкая, даже исключительная. Обычно колокольни шли под снос, а здание церкви приспосабливали под другие нужды. Колокольня стала дозорной вышкой – каланчой. Этим хотя бы частично сохранился архитектурный вид села. Есть замечательная фраза о разрушениях 30-х годов: «наши сёла и города лишились главного - выразительного силуэта». Образно говоря – с клумбы срезали все цветы, осталась лишь трава.
Территория бывшего храма была застроена другими зданиями. Постепенно отпала необходимость в пожарной каланче. Здание забросили, и оно начало разрушаться. В 90-е годы отпало яблоко со шпиля. Стало облетать железо с кровли. На стыке тысячелетий предприниматель из Уржума , часто проезжая мимо, пожалел колокольню и решил спонсировать её ремонт. Здание уже считалось уникальным архитектурным памятником, одним из древних на Вятке. Подключились кировские реставрационные мастерские фирмы «Анфилада Р». Но когда лучшие жестянщики области – братья Коровкины приехали в Кырчаны ремонтировать кровлю колокольни, то администрация поселения встретила их холодно, даже враждебно. В сельсовете заявили, что колокольня им не нужна, а средства на её реставрацию лучше бы отдали им на другие нужды села. Так потомки разрушителей храма и не покаялись в грехе своих дедов и упустили возможность искупить их. Коровкины в Кырчаны больше не вернулись. Дело застопорилось ещё на несколько лет.
А вот уржумский предприниматель не изменил своему обету. В начале 2000-ых привёз своих людей и осуществил ремонт кровли. Правда, по простому, как говорят, на гвоздях. При этом не смогли отреставрировать покосившийся шпиль и демонтировали его. Купол храма стал другой формы и на несколько метров короче. Это сильно исказило и испортило вид здания. Но за прошедшие 13 лет к этому все привыкли. Главное, на купол поставили освящённый крест. Это стало значимым событием в жизни села. Крёстное знаменье вновь освящает село и округу.
После восстановления кровли появилась идея создать молитвенную комнату на втором этаже колокольни. Несколько раз собирали деньги, но их оказалось недостаточно. Безбожный дух разрушителей храма до сих пор царит в Кырчанах.
Несколько лет назад на территории бывшей церковной ограды установили вышку телефонной связи. При этом разрушили захоронения, что вызвало возмущение местных жителей.
Сохранившаяся Кырчанская звонница имеет уникальное отличие и особенность. Обычно колокольня – это симметричная башня, имеющая одинаковые фасады со всех сторон. Здание в Кырчанах имеет два фасада. Западный идентичен восточному, а северный южному. Это легко заметить, если посмотреть на сооружение с угла.
Но главная уникальность звонницы Троицкой церкви в том, что она была вытянутая и являлась стройной копией колокольни кафедрального собора в городе Вятке. Собор строился в те же годы, что и церковь в Кырчанах. Стоял храм на месте нынешнего вечного огня и был разрушен в том же 1935 году. То, что колокольня в Кырчанах сохранилась, увеличивает её ценность. Таких больше нет. Это шедевр.
Хочется пожелать жителям села Кырчаны, да и всей округе, найти силы и мужество, восстановить храм и вдохнуть в него жизнь.
Иерей Сергий Колупаев,
настоятель Введенской Ильинской церкви.