ПРОГУЛКИ ПО СТАРОЙ СЛУДКЕ 1

Категории: О районе » История от 5-04-2013, посмотрело: 2922

И мы отсюда родом

Каждый дом – своя судьба, загадка, история, тайна. Как книгу читаешь, только, листая страницы, трудно найти начало. А о конце не хочется загадывать, хочется, чтобы это длилось вечно.

 

Из тьмы веков

Много вёрст полями, тёмным бором,

Через реки, топи и ручьи,

Пролегла дорога, по которой

Проходили прадеды мои.

Такие простые слова, а за ними – столетия. За день и даже более не рассказать. Историю, которую начал писать Моисей Викулович Кудрявцев, продолжил учитель, писатель и художник Василий Демидович Горин, затем бывший библиотекарь, жившая когда-то здесь Евгения Михайловна Кудрявцева. Один экземпляр хранится в Немской районной библиотеке в отделе по краеведению.

Стихотворение об истории деревни написал местный поэт-самоучка Савелий Севостьянович Вологжанин, умерший в 18 лет от неизлечимой тогда болезни. К сожалению, стихи остались недописанными. Свой след в истории деревни оставил местный поэт, житель д. Михино Матвей Ожегов.

 

Итак, давайте перелистаем страницы истории нашей деревеньки. Слудка – Слуда – стоящая на бугре, обдуваемая ветрами. Вот что означает её название. Считается, что она существует с незапамятных времён. Вначале был починок (селение в один дом, почин, зачин, начало), который позже разросся на правом берегу Лобани. Там теперь ещё видны овинные и погребные ямы. Кто первый заселился там, никаких данных нет. В 1751 г. жителями починков Слудка и Ярань сообща была построена мельница.

Точных данных о первом заселении славянами, непокорными мятежниками, вольнодумцами, наших земель нет. И не найти того, как Казанской епархии было подчинено всё Лобанское пятиречье. Лишь в записях монахов Успенского монастыря был отчёт о заселении Белой и Чёрной Лобани в 1629 г.: «из семьи вятчан взяли в оброк дикое раменье и ушли в леса, где не ходили топор и соха». Но запись 1615 г. подтверждает существование Кырчан, Нолей (Нолинска), Суны, Курчума и других поселений, но о заселении земель по Лобани ничего не говорится. Лобанское пятиречье – территория между реками Мальканка, Козлянка, Плоская, Медкоедовка, Икма. Подлежит сомнению или опровержению отчёт монаха в 1626 г. Трифоно-Успенского монастыря, что за рекой Воей находятся непроходимые леса, безлюдье. Но уже в легендах и рассказах можно было услышать о стычках татар с русскими.

Основная часть заселения русскими Лобани, в т.ч. пятиречья, прошла в период 1615 – 1700 гг. Почти 400 лет назад. А что касается Слудки, она могла образоваться раньше 1652 г., т.е. 360 лет назад, а 1770 г. – это год перенесения из починка деревни, названной новой Слудкой.

Причиной перенесения стало неудобство заболоченных земель, растущая деревня, нехватка земли и близость к реке (часто стали тонуть ребятишки).

То, что земли в Пятиречье не были пустующими, говорит тот факт, что Архангельская церковь существовала с 1651 г., Немская до 1661 г., другие чуть позже. И второй факт – в период русско-турецкой войны служили 20 лет, от рекрутчины сбегали отцы с сыновьями с севера Вятки в Пятиречье Лобани, монахи упоминают в писаниях фамилии беглых рекрутов: Двиняниновы, Ложкины, Вахрушевы, Ожеговы, Шиляевы, Штенниковы (Щенниковы), Пермяковы, Солодянкины. Указанные фамилии встречались по всему пятиречью Лобани.  

Гонения были не только на истинных старообрядцев, но и на поморян, пришедших в 1695 г. из г. Олонецка на берегу Ладожского озера и с берегов Белого моря.

 

Вот и в Слудский починок, ещё окружённый болотами, явились из Вологодской губернии два брата Епимах и Иван, фамилии их история не сохранила. Они объявили себя старообрядцами поморской веры. Хвалили открыто старую веру и порицали новую. К ним присоединились местные жители. Для спасения и полного укрывательства от внешнего мира и преследования гонимые нашли поляну. (Сейчас на этом месте кладбище, с одной стороны овраг, с другой – непроходимые болота.) Вот здесь-то и построили четыре кельи, к ним присоединились другие спасённики. Уже в 1820 г. в починке было 20 домов и один молитвенный дом с флигелем – образовалась деревня. В обители, монастырях, часовнях проводились частые службы. Церковь богатела, между настоятелями участились ссоры из-за старшинства, около часовни даже наблюдались драки. В одну ночь церковь сгорела. Тогда-то и вышел официальный раздел поморской веры и белопоповской секты. Те и другие в скором времени выстроили новые изящные и прочные, лучше прежних, часовни. Богослужения возобновились. В кельях детей обучали грамоте, в праздники гостей угощали сытными обедами. Проводились ярмарки. Обители процветали, каждая имела своих прихожан, которые давали щедрые приношения. По всему Нолинскому и Глазовскому уезду десятки деревень перешли в старообрядческую веру. Попы в соседних сёлах забили тревогу. Тем более, что священник старовер Лука Арефьевич Гребнев возглавлял группу староверов из 11 человек. Они имели иконописную мастерскую на славянском языке, литейную мастерскую по изготовлению крестов и словолитию. Члены группы участвовали на съездах поморских общин, поддерживали письменную связь с руководителями поморского движения в Москве и Саратове.   

 

В 1841 г. приехал осматривать монастырь вятский архиерей. Он хотел церкви преобразовать в единоверческую, но безуспешно. В 1842 г. по указу императора, как и по всей России, часовни были сломаны и ликвидированы 20 домов около обители. Людей выслали из Слудки.

 

 

В починке через 40 лет построили церковь, Слудка стала называться селом. Строительство православного храма организовал коренной житель Моисей Викулович Кудрявцев, человек, начавший писать историю деревни, оставил свой добрый след на земле и много сделал для Слудки. Он был просвещенцем, к нему шли люди на беседы, за знаньями. У него имелась библиотека, он бескорыстно обучал грамоте детей у себя дома. Моисей пошёл на конфликт с местным населением из-за строительства православной церкви. Её необходимо было возвести на месте жилых домов (где сейчас старый ДК в деревянном исполнении, на площади, против дома Петра Терентьевича Кудрявцева). Их пришлось сносить. Вручную жителями был выкопан пруд. Посажены 40 тополей, они и теперь сохранились. Моисей Викулович соорудил прогулочную лодку «Русалка». При храме построили церковно-приходскую школу для детей (где теперь дом Андрея Георгиевича Ожегова). Старообрядческая церковь была построена против дома Михаила Михайловича Кузьмина (улица Труда), рядом со старым домом Марии Леонтьевны Ожеговой (позже там были клуб, библиотека). Деньги на колокола собирали верующие.

Церковь была разрушена в 1932 – 33 гг. Колокола куда-то увезли, остался маленький, который приспособили как пожарный набат. Позже исчез и он, на смену ему повесили часть рельса.  

 

Первая мировая война большого урона деревне не нанесла. На фронт ушли несколько человек. Некоторые односельчане побывали в австрийском плену, например, С. Нестеров (прадед А.Ф. Нестерова). Революция многое изменила. Дважды части Красной Армии проходили через д. Антоново в 1918 и 1919 гг. в районе реки Кильмезь для участия в боях под Казанью и освобождения Ижевска от белых. К пятиречью подходила война, от Слудки она была в 105 километрах. Красные погнали на восток войска Колчака.

В гражданскую войну несколько мужчин были взяты на фронт. Некоторых мобилизовали на строительство оборонительных сооружений по правому берегу Лобани. Особенно укреплялись переправы высотки в районе д. Острый Мыс, Шандары, Козиха, Медкоедово, Колобово. В Мальканской волости было объявлено чрезвычайное положение. Колобовский партизанский отряд под руководством Семёна Семёновича Гоголева освобождал Ижевск от белых.

 

К 1932-34 гг. закончилась коллективизация в наших местах. Этот процесс обернулся большими потерями для настоящих хозяев-крестьян. Они наживали всё своими руками, не эксплуатируя других. В руках хороших, справных хозяев были скорняжные мастерские, валенные, кузницы, мельницы, школы. Раскулаченных выселяли семьями на улицу из добротных домов, отнимали всё, отправляли на север. Сколько их погибло в пути от холода, голода, отчаяния и горя. Репрессировано 38 человек.

 

Великая Отечественная война. О ней много сказано и много открыто горьких страниц истории. Нет ни одной квартиры или дома, которых бы не коснулась война. Она опустошила деревню: из 110 человек вернулись 54. Могилы наших земляков-односельчан находятся в Германии, Чехословакии, Венгрии, Карелии, Эстонии, на Курильских островах. Половина воинов из тех, кто не вернулся, пропали без вести. На сегодня в Слудке остался в живых солдат последнего военного призыва из резервного полка Пётр Иванович Вологжанин. Тружеников тыла - восемь человек. И совсем постарели дети-сироты войны, их в Слудке девять человек.

 

Хлебнула деревенька горя и в послевоенное время. Засуха 1948 – 1951 гг. усугубила и без того низкий уровень жизни колхозников. Государство увеличило налог с общественного и личного подворья: молоко, мясо, шерсть, сушёный картофель, яйца, шкуры, масло. Существовали карательные меры за невыполнение планов, раздачу зерна еле живым колхозникам, которое называли разбазариванием. За это погибли руководители колхоза «Согласие» Малафей Лазаревич Ожегов и Фёдор Борисович Кудрявцев.

В 1953 г. в деревнях, в колхозах, как и в стране было критическое состояние: унизительная бедность, массовый отток рабочей силы в города. Уезжали целыми семьями. От этого город не приобрёл, а деревня потеряла очень многое - своё будущее.

В 50-е годы начали вымирать, самоуничтожаться многие деревни, особенно лесные, малонаселённые с низкоплодородными почвами вокруг Слудки: Раменье, Фочата, Глуховщина, Нозик, Тиминцы, Опалиха, Пешкино, Лёвинцы, Байбеки, Чикулаи, Орехово. Слудка потеряла в те годы более 100 человек. Шло массовое, принудительное в большей степени, объединение мелких колхозов. По району из 106 образовался 31, а по области из 9154 осталось 2460 колхозов.

В 1957 году меры, принимаемые советским правительством, постепенно начали давать положительные результаты. Отменили налоги, штрафы, недоимки с колхозов, снизили цены на продовольственные и промышленные товары. Объединённый 26 февраля 1956 г. колхоз имени Тельмана с центром в д. Слудка начал возрождаться. Его возглавлял офицер, инвалид войны, фронтовик из числа 25-тысячников М.Г. Кудрявцев.

 

В 70 – 80-е гг. сселение деревень нанесло немалый урон. Недальновидность политики правительства негативным образом сказалась на крестьянстве. На осушение поймы Лобани государство выделило 7 млн. рублей. Большой выгоды не получили, но уровень воды в реке упал на 2 – 2,5 метра. Созданные луга быстро заросли ивняком. Естественное нерестохранилище рыб нарушилось, пойма перестала быть местом гнездовий перелётных птиц, разведения рыбы.

Перестройка 90-х стёрла с земли, опустошила бессчётное число деревень, закрылись школы, детские сады, медпункты. Увеличился отток молодёжи в город, в деревнях остались в основном пенсионеры. Нарушилась демография. А ведь совсем недавно было больше 300 работающих в деревне. В год рождалось 12 детишек, игралось 5 – 6 свадеб. В очередной раз государство забыло о селянах. Изменились и мы сами. Забылось родство, потерялись такие ценности, как семья, товарищество, коллективизм. Раньше в деревне все были духовно вместе. Раньше приветствовали друг друга: «Доброго здоровья!», приподняв шапку или кланяясь. Желали: «Бог в помощь. Благослови Бог». А теперь даже старшее поколение говорит: «Привет! (так и хочется спросить: «От кого?») Пока! Давай!»

И плохо мы материально жили, а счастливо. Всем селом дом строили, дороги исправляли, мосты делали, замуж девок выдавали. В армию – из каждого дома на улицу выйдут даже седобородые старики, троекратно перекрестят в дорогу. Беда общей была – похоронку всей деревней оплакивали. Вернулся солдат – полна изба народу. А праздники какие были! На улице до звёзд гармони пели, благо гармонистов была много, а певуний тем более. На праздники не к друзьям, коллегам, к кому выгоднее, как сейчас, а к родне в первую очередь, к родителям. На работу, с работы - с песней. Сенокос был праздником. Что с нами случилось? Всё есть, а радости нет в душе. Обособились, каждый сам по себе.

 

 

 

На этом месте когда-то стоял дом Моисея Викуловича Кудрявцева.

 

 

Умирают, распадаются деревни. Остаются только скособоченные сарайчики, кривые изгороди, заросли лопуха, крапивы-красавицы и нового стойкого жильца – борщевика, догоняющего высотой деревья.

Ну, что ж, «времена не выбирают, в них живут». И наша Слудка разделила судьбу умирающих деревень российского Нечерноземья. По истечении лет мы ушли далеко от своих предков, и только память возвращает людей в прошлое. Давайте будем помнить и передавать это своим детям. Страшно сознавать, что вдруг зарастёт лесом да бурьяном наша деревня, а мы уйдём в небытие, и кто-то будет потом писать: здесь была деревня Слудка когда-то.

А пока мы листаем страницы истории, топится печка в доме, звучат песни, значит, живёт Слудка. Надеемся, что история не оборвётся на нас и снова окна в домах засветятся, и голоса детские зазвенят, и свадьбы будут играться. Хочется в это верить!

Хроника событий

1906 г. - открылась первая библиотека, до этого была частная у Моисея Викуловича Кудрявцева.

24 мая 1924 г. упразднена Мальканская волость. Организовался первый Слудский сельсовет. Председатель Афонасий Никитьевич Вологжанин, секретарь Елизар Калистратович Горин.

1925 г. - первое кино. Вход по кооперативным книжкам.

1926 г. - привёл первый трактор председатель колхоза Михаил Алексеевич Злобин (на снимке).

В 1947 г. в Слудку прибыл фельдшер, уроженец д. Ложкино Николай Трефилович Ложкин. До этого медобслуживания в Слудке не было, больные обращались к бабкам-ведуньям, травницам, повитухам, на медпункты с. Колобова, с. Лобань, с. Соколова, д. Хороши Богородского района.  

1958 г. - появился первый телевизор с мизерным экраном у В.Т. Ожегова.

1962 г. - появилась первая стиральная машина у председателя колхоза Михаила Григорьевича Кудрявцева, к 1 января 1967 г. в Слудке было 18 машин, а к 1972 г. они появились во всех домах.

1 сентября 1972 г. открыта новая восьмилетняя школа, в которой обучались 112 учеников. Директором в то время был Владимир Николаевич Кулиненко.

1974 г. - открылся Слудский детский сад. Первый год детей отдавали неохотно, ходило 6 – 7 воспитанников. Через два года их было 25, а к 1987 г. – 50. Мест не хватало, сделали пристрой на 20 мест. Первая заведующая Мария Ивановна Сокольникова.   

1976 г. - строится водопровод.

9 мая 1976 г. открыт памятник воинам-землякам.

1977 – 1980 гг. внедряется хозрасчёт в животноводстве и растениеводстве, коллективный подряд, цеховая структура управления производством, поточно-цеховая система в животноводстве. Организована двухсменная работа с выходным днём.

1979 г. - появился первый цветной телевизор у М.М. Кузьмина.

1980-е гг. - построено 12 квартир для колхозников, заасфальтирована площадка под зерно, пущена в эксплуатацию польская зерносушилка, столярный цех. В 57 квартирах колхозников появился сжиженный газ. Пущена АТС на 200 номеров, телефоны появились и на фермах, мастерских, других производственных подразделениях.

1985 г. - построен новый клуб и библиотека в каменном исполнении.

1989 г. - пущены в эксплуатацию новые дома из газосиликатных блоков

1990-е гг. Рыночные отношения и перестройка поставили деревню в бедственное положение. Сокращаются рабочие места. Устарел машинно-тракторный парк, сокращается поголовье скота. За три года куплен один комбайн, и то по лизингу. В хозяйстве безденежье, не выдаётся своевременно зарплата, нет удобрений, запчастей, ГСМ. Прекращены строительство и ремонт. впервые за 10 лет смертность превысила рождаемость.

На 01.01.1998 г. в Слудке 553 жителя. В детском саду 20 детей.   

Апрель 2002 г.  - обанкротился колхоз «Заря», на его базе организовалось КФХ «Слудское», глава Сергей Георгиевич Ожегов, затем оно реорганизовалось в ЗАО «Вишнёвское».

На 01.01.2009 г. в Слудке 507 человек.

12 декабря 2009 г. в Слудской школе открылся клуб и библиотека. Ансамбль ветеранов «Околица» дал концерт, чествовали юбиляров-ветеранов.

11 октября 2010 г. на месте разбитого каменного клуба возле памятника посажен сосновый сад председателем сельсовета Алексеем Васильевичем Масальцевым.

28 ноября 2011 г. Слудский, Колобовский, Марковский сельсоветы объединены в Немское сельское поселение с центром в п. Нема. Председатель М.С. Наумова.

На 01.01.2012. в Слудке 471 житель. 

(продолжение следует)

Н. ХРАМЦОВА.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Защитный код против спама:

Введите код с картинки:*