На холме, средь лесов и полей,
У реки, где пасутся коровы,
На родной небогатой земле
Разместилось село Соколово.
Эти строки принадлежат нашей землячке, уроженке уже не существующей деревни Горохово – Елене Бакулевой. Ныне она проживает в городе Слободском, но не забы-вает свою малую родину и каждый год бывает у родных в селе Соколово.
Здесь прошли школьные годы.
…То время – детством называется,
Навек со школою срослось,
Ведь лучшее – оно не забывается,
А встретить в жизни лучше не пришлось…
В сентябре прошлого года Елена Бакулева подарила Введенской Ильинской церкви сбор-ник своих стихов с дивным названием : «Я родилась в краю берёз!» и дарственной надпи-сью: «С благодарностью святому для меня месту».
Здесь её когда-то крестили в церковной палатке, а крёстной стала матушка Наталия - суп-руга отца Вениамина Леонтьева.
…Передо мной явился дед
с крестом огромным на груди,
тот дед был в золото одет
и весь светился изнутри.
Его ни капли не боялась,
меня он в таз с водой сажал,
была серьёзной, не смеялась,
когда кресты он рисовал.
А голос всё заполнил звуком,
поп звонким голосом вещал,
в простынку белую закутал,
на шее крестик засиял.
Слова мне умные сказал,
которых помнить не могла,
сказал и пальцем указал,
чтоб бабка их передала…
Стихи Елены Бакулевой о жизни русской женщины - с детских лет и до настоящего времени, о её переживаниях и сомнениях, о безграничной любви к родному краю, о смысле жизни. Это своеобразная «псалтирь», где излиты все человеческие чувства от печали до радости.
Книга Елены Бакулевой вдохновила к написанию этой статьи, которая планировалась уже давно. Данное повествование посвящено главной святыне села Соколово – Владимирской церкви. Сейчас в молитвенной комнате при храме проводится ремонт. Стихи использованы в статье с разрешения автора и стали её душой.
…Ты поверь мне, родное село.
Не забыла твои переулки.
Там, где юность и детство прошло,
Память всё положила в шкатулку…
Из истории
Село Соколово – одно из древнейших поселений в нашем районе, дата основания – 1637 г. Оно расположено на горе при небольшой речке Воме. Все летописи говорят, что заселение края началось в середине XVII века, тут был дремучий лес. Сюда стекались беглые люди. Интенсивное заселение пошло после кырчанско-сунского восстания 1675 – 1676 гг., часть участников «скрылись в малонаселённых местах и дебрях за Воей».
Вот здесь нужно уточнить одну важную деталь. Река Воя долгое время была границей, сначала между Русью и Золотой Ордой, а затем между Вяткой и Казанью. Граница эта не только светская, но и духовная, то есть епархиальная. Поэтому все древние храмы нашего района построены по благословению казанских, а не вятских владык. В 1775 – 1780 гг. было создано единое Вятское наместничество, а в 1796 г. губерния и граница по реке Вое исчезла.
Отсюда следует, что летописное упоминание об основателях наших сёл «скрылись в деб-рях за Воей» надо понимать просто – сбежали за границу. То же было и в обратном на-правлении – провинившиеся в Казани бежали на Вятку. Эти древние гены беглецов про-являются в нашем народе и теперь.
Первоначальное название села Соколова - починок Владимировский - произошло от имени первого жителя Владимира. Поселение состояло из 20 домов, расположенных с севера на юг. Это была односторонняя улица с окнами на запад. В 1804 – 1805 годах решили организовать село. Была построена часовня. Лишь спустя полвека, согласно определению епархии в 1858 году, решено было строить храм.
Созидание храма
В 1860 году поставлена деревянная церковь. Починок Владимировский был переименован в село Владимирово. Изменилась планировка и застройка села. Люди стали переезжать и строиться вокруг церкви.
…Вместе ели, вместе пили,
В церковь в праздники ходили.
Зависть в сердце не носили,
Потому что жизнь любили…
В 1868 году открыта церковно-приходская школа, которая была преобразована в 1883 году в земскую. До этого детей обучали грамоте священнослужители у себя на дому.
В 1871 году начата кладка каменного храма, строительство которого окончено в 1874 году. Тёплый храм освящён в 1877 году, после этого в 1879 году деревянная церковь была разломана. Главный холодный храм устроен и освящён 23 октября 1893 года. Церковь бы-ла расписана живописцем Степаном Ветошкиным, жителем деревни Печище. Храм был украшен изящной кованой оградой со столбами из белого камня – опоки.
«Покров Богородицы» - роспись Степана Ветошкина в притворе храма
По решению Вятского епископа село Владимирово было переименовано в село Соколово. Приход состоял из восьми селений.
Строители Владимирской церкви неизвестны, но храм, построенный ими, уникален и не похож на другие. Церковь выглядит строгой, приземистой, мощной, она похожа на краси-вый белый гриб. Фасады здания лишены украшательств и излишества. Архитектура очень проста: цоколь, карнизы, пилястры, кессоны, наличники окон и ничего лишнего. Четверик холодного храма венчает большой восьмигранный купол с ложным (то есть декоративным) барабаном и главой. Уникальная и редкая для наших мест грушевидная форма главы и окружающий её балкон на куполе придают завершению храма изящность и лёгкость.
Праздники села
В приходе было четыре праздника: три престольных и один местночтимый. Главный праздник - Владимирской иконы Божией Матери, в честь её освящён холодный храм. В тёплом два придела: в честь святых мучеников Флора и Лавра и в честь Преподобного Павла Фивейского. Местночтимый праздник был в честь иконы Георгия Победоносца. Все эти праздники, кроме одного, связаны с сельским хозяйством. Из трёх празднований в году в честь Владимирской иконы престольным праздником считалось 3 июня, совпа-дающее с днём святых Константина и Елены. В народе этот день именовали «Алёна-леница», связанный с посевом льна. Вторым по значению праздником было 31 августа – память мучеников Флора и Лавра – покровителей лошадей. Без тягловой силы в ту пору было никуда. Третьим праздником являлось 16 ноября – обновление храма вмч. Георгия в Лидде. В церкви была местночтимая икона святого. А редкое осеннее празднование, вме-сто общепринятого 6 мая, связано с тем, что осенью собирали урожай, играли свадьбы, проводили последние в году ярмарки. Имя Георгий в переводе означает земледелец-покровитель сельского хозяйства.
Ещё одним праздником было 28 января – день памяти Преподобного Павла Фивей-ского. Родился святой в Египте в городе Фиваниде, около 228 года. Родители воспитали его в христианской вере. После их кончины он претерпел много скорби от корыстолюби-вого родственника, который, желая присвоить наследственное имущество Павла, возна-мерился предать его на мучения при гонителе христиан императоре Декии. Узнав об этом, Павел покинул отчий дом и удалился в глубь пустыни, где долгие годы подвизался в совершенном одиночестве, пребывая в непрестанной молитве. Питался он плодами финиковой пальмы и хлебом, который ему приносил прилетавший ворон. Одежда святого была сделана из пальмовых листьев. Преподобный Павел скончался во время коленопреклонённой молитвы с простёртыми к небу руками в 341 году, в возрасте 113 лет, проведя в пустыне 91 год в полном уединении. Спустя восемь столетий тело преподобного было перенесено в Константинополь, через сто лет в Венецию, а затем в Венгрию, в город Офен. Честная глава святого хранится в Риме. Преподобный Павел считается отцом православного монашества. О его жизни мы знаем от преподобного Антония Великого, промыслом Божиим встретившего святого перед смертью.
Возникает вопрос: почему же один из престолов церкви в Соколове был освящён в честь малоизвестного на Руси святого? Это большая редкость. Просто в те далёкие времена не было радио, телевидения, Интернета; не было даже газет, журналов, книг. Единственным источником информации являлись книги Священного Писания и Предания, то есть Биб-лия и жития святых. Примером для подражания служили не герои боевиков, триллеров и мелодрам, а персонажи священных книг. Видимо, древние жители села Соколово увидели в жизни и судьбе преподобного Павла что-то своё, родное. Жизненные скорби, бегство из родных мест, тяжёлая жизнь в уединении, всё это было так похоже на судьбу основателей села.
Соколово и сейчас остаётся российской глубинкой, а в те далёкие времена это была страшная глухомань у границы Казанских владений. Население России даже в конце XVIII века, в екатерининские времена, составляло всего 17 миллионов человек, а территория страны была в два раза больше современной – от Польши до Аляски. Большинство земли была настоящая пустыня, то есть не тронутая и не заселённая человеком. Эта гармония с природой была главной ценностью, утраченной ныне.
…Я родилась в краю берёз,
дышала запахом сирени,
Там небо светится от звёзд,
луна заглядывала в сени.
Вода с колодца холодна,
и был горячий хлеб из печки.
В лесу бродила я одна,
и соловей мне пел у речки.
Природы нашей чудеса
всю жизнь мне память будоражат.
Берёз российских красота –
творенья Бога, каждый скажет…
***
Владимирская церковь стала сокровищницей многих святынь, ныне совершенно утраченных и забытых. Вот один пример. Восемь лет назад в осеннюю распутицу около села Ильинского застряла машина с монашествующими паломниками из Ярославля. Они пришли в село за помощью и рассказали, что целью их дальнего путешествия была церковь в Соколове. Где-то в архиве ими была найдена информация, что во Владимирской церкви находится чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», прославившаяся далеко за пределами Вятской земли. Решив поклониться святыне, паломники, проделав путь в несколько сотен километров, предстали перед обращённой в клуб церковью. Изумлённые местные жители, не зная что ответить невиданным гостям, направили их в ближайшую действующую церковь в Ильинское.
Да, множество потрясений принёс нашему Отечеству XX век, превратив в конечном итоге наш народ в «Иванов, не помнящих родства». Религии объявили войну и поставили вне закона. Многие храмы были закрыты, перестроены под другие нужды, а то и вовсе разрушены. Участь сия не избежала и Владимирскую церковь.
Иерей Сергий КОЛУПАЕВ,
настоятель храма.
(Продолжение следует).