ПОМНЮ СОКОЛОВО

Категории: О районе » История от 26-11-2012, посмотрело: 4228

На холме, средь лесов и полей,
У реки, где пасутся коровы,
На родной небогатой земле
Разместилось село Соколово.
Эти строки принадлежат нашей землячке, уроженке уже не существующей деревни Горохово – Елене Бакулевой. Ныне она проживает в городе Слободском, но не забы-вает свою малую родину и каждый год бывает у родных в селе Соколово.
Здесь прошли школьные годы.
…То время – детством называется,
Навек со школою срослось,
Ведь лучшее – оно не забывается,
А встретить в жизни лучше не пришлось…
В сентябре прошлого года Елена Бакулева подарила Введенской Ильинской церкви сбор-ник своих стихов с дивным названием : «Я родилась в краю берёз!» и дарственной надпи-сью: «С благодарностью святому для меня месту».
Здесь её когда-то крестили в церковной палатке, а крёстной стала матушка Наталия - суп-руга отца Вениамина Леонтьева.
…Передо мной явился дед
с крестом огромным на груди,
тот дед был в золото одет
и весь светился изнутри.
Его ни капли не боялась,
меня он в таз с водой сажал,
была серьёзной, не смеялась,
когда кресты он рисовал.
А голос всё заполнил звуком,
поп звонким голосом вещал,
в простынку белую закутал,
на шее крестик засиял.
Слова мне умные сказал,
которых помнить не могла,
сказал и пальцем указал,
чтоб бабка их передала…
Стихи Елены Бакулевой о жизни русской женщины - с детских лет и до настоящего времени, о её переживаниях и сомнениях, о безграничной любви к родному краю, о смысле жизни. Это своеобразная «псалтирь», где излиты все человеческие чувства от печали до радости.
Книга Елены Бакулевой вдохновила к написанию этой статьи, которая планировалась уже давно. Данное повествование посвящено главной святыне села Соколово – Владимирской церкви. Сейчас в молитвенной комнате при храме проводится ремонт. Стихи использованы в статье с разрешения автора и стали её душой.
…Ты поверь мне, родное село.
Не забыла твои переулки.
Там, где юность и детство прошло,
Память всё положила в шкатулку…



 

Из истории
 

 

Село Соколово – одно из древнейших поселений в нашем районе, дата основания – 1637 г. Оно расположено на горе при небольшой речке Воме. Все летописи говорят, что заселение края началось в середине XVII века, тут был дремучий лес. Сюда стекались беглые люди. Интенсивное заселение пошло после кырчанско-сунского восстания 1675 – 1676 гг., часть участников «скрылись в малонаселённых местах и дебрях за Воей».
Вот здесь нужно уточнить одну важную деталь. Река Воя долгое время была границей, сначала между Русью и Золотой Ордой, а затем между Вяткой и Казанью. Граница эта не только светская, но и духовная, то есть епархиальная. Поэтому все древние храмы нашего района построены по благословению казанских, а не вятских владык. В 1775 – 1780 гг. было создано единое Вятское наместничество, а в 1796 г. губерния и граница по реке Вое исчезла.
Отсюда следует, что летописное упоминание об основателях наших сёл «скрылись в деб-рях за Воей» надо понимать просто – сбежали за границу. То же было и в обратном на-правлении – провинившиеся в Казани бежали на Вятку. Эти древние гены беглецов про-являются в нашем народе и теперь.
Первоначальное название села Соколова - починок Владимировский - произошло от имени первого жителя Владимира. Поселение состояло из 20 домов, расположенных с севера на юг. Это была односторонняя улица с окнами на запад. В 1804 – 1805 годах решили организовать село. Была построена часовня. Лишь спустя полвека, согласно определению епархии в 1858 году, решено было строить храм.

 
Созидание храма
 

 

В 1860 году поставлена деревянная церковь. Починок Владимировский был переименован в село Владимирово. Изменилась планировка и застройка села. Люди стали переезжать и строиться вокруг церкви.
…Вместе ели, вместе пили,
В церковь в праздники ходили.
Зависть в сердце не носили,
Потому что жизнь любили…
В 1868 году открыта церковно-приходская школа, которая была преобразована в 1883 году в земскую. До этого детей обучали грамоте священнослужители у себя на дому.
В 1871 году начата кладка каменного храма, строительство которого окончено в 1874 году. Тёплый храм освящён в 1877 году, после этого в 1879 году деревянная церковь была разломана. Главный холодный храм устроен и освящён 23 октября 1893 года. Церковь бы-ла расписана живописцем Степаном Ветошкиным, жителем деревни Печище. Храм был украшен изящной кованой оградой со столбами из белого камня – опоки.


 

«Покров Богородицы» - роспись Степана Ветошкина в притворе храма

 

 

По решению Вятского епископа село Владимирово было переименовано в село Соколово. Приход состоял из восьми селений.

Строители Владимирской церкви неизвестны, но храм, построенный ими, уникален и не похож на другие. Церковь выглядит строгой, приземистой, мощной, она похожа на краси-вый белый гриб. Фасады здания лишены украшательств и излишества. Архитектура очень проста: цоколь, карнизы, пилястры, кессоны, наличники окон и ничего лишнего. Четверик холодного храма венчает большой восьмигранный купол с ложным (то есть декоративным) барабаном и главой. Уникальная и редкая для наших мест грушевидная форма главы и окружающий её балкон на куполе придают завершению храма изящность и лёгкость.
 

 

Праздники села
 

 

В приходе было четыре праздника: три престольных и один местночтимый. Главный праздник - Владимирской иконы Божией Матери, в честь её освящён холодный храм. В тёплом два придела: в честь святых мучеников Флора и Лавра и в честь Преподобного Павла Фивейского. Местночтимый праздник был в честь иконы Георгия Победоносца. Все эти праздники, кроме одного, связаны с сельским хозяйством. Из трёх празднований в году в честь Владимирской иконы престольным праздником считалось 3 июня, совпа-дающее с днём святых Константина и Елены. В народе этот день именовали «Алёна-леница», связанный с посевом льна. Вторым по значению праздником было 31 августа – память мучеников Флора и Лавра – покровителей лошадей. Без тягловой силы в ту пору было никуда. Третьим праздником являлось 16 ноября – обновление храма вмч. Георгия в Лидде. В церкви была местночтимая икона святого. А редкое осеннее празднование, вме-сто общепринятого 6 мая, связано с тем, что осенью собирали урожай, играли свадьбы, проводили последние в году ярмарки. Имя Георгий в переводе означает земледелец-покровитель сельского хозяйства.
Ещё одним праздником было 28 января – день памяти Преподобного Павла Фивей-ского. Родился святой в Египте в городе Фиваниде, около 228 года. Родители воспитали его в христианской вере. После их кончины он претерпел много скорби от корыстолюби-вого родственника, который, желая присвоить наследственное имущество Павла, возна-мерился предать его на мучения при гонителе христиан императоре Декии. Узнав об этом, Павел покинул отчий дом и удалился в глубь пустыни, где долгие годы подвизался в совершенном одиночестве, пребывая в непрестанной молитве. Питался он плодами финиковой пальмы и хлебом, который ему приносил прилетавший ворон. Одежда святого была сделана из пальмовых листьев. Преподобный Павел скончался во время коленопреклонённой молитвы с простёртыми к небу руками в 341 году, в возрасте 113 лет, проведя в пустыне 91 год в полном уединении. Спустя восемь столетий тело преподобного было перенесено в Константинополь, через сто лет в Венецию, а затем в Венгрию, в город Офен. Честная глава святого хранится в Риме. Преподобный Павел считается отцом православного монашества. О его жизни мы знаем от преподобного Антония Великого, промыслом Божиим встретившего святого перед смертью.
Возникает вопрос: почему же один из престолов церкви в Соколове был освящён в честь малоизвестного на Руси святого? Это большая редкость. Просто в те далёкие времена не было радио, телевидения, Интернета; не было даже газет, журналов, книг. Единственным источником информации являлись книги Священного Писания и Предания, то есть Биб-лия и жития святых. Примером для подражания служили не герои боевиков, триллеров и мелодрам, а персонажи священных книг. Видимо, древние жители села Соколово увидели в жизни и судьбе преподобного Павла что-то своё, родное. Жизненные скорби, бегство из родных мест, тяжёлая жизнь в уединении, всё это было так похоже на судьбу основателей села.

Соколово и сейчас остаётся российской глубинкой, а в те далёкие времена это была страшная глухомань у границы Казанских владений. Население России даже в конце XVIII века, в екатерининские времена, составляло всего 17 миллионов человек, а территория страны была в два раза больше современной – от Польши до Аляски. Большинство земли была настоящая пустыня, то есть не тронутая и не заселённая человеком. Эта гармония с природой была главной ценностью, утраченной ныне.
…Я родилась в краю берёз,
дышала запахом сирени,
Там небо светится от звёзд,
луна заглядывала в сени.
Вода с колодца холодна,
и был горячий хлеб из печки.
В лесу бродила я одна,
и соловей мне пел у речки.
Природы нашей чудеса
всю жизнь мне память будоражат.
Берёз российских красота –
творенья Бога, каждый скажет…
***
Владимирская церковь стала сокровищницей многих святынь, ныне совершенно утраченных и забытых. Вот один пример. Восемь лет назад в осеннюю распутицу около села Ильинского застряла машина с монашествующими паломниками из Ярославля. Они пришли в село за помощью и рассказали, что целью их дальнего путешествия была церковь в Соколове. Где-то в архиве ими была найдена информация, что во Владимирской церкви находится чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», прославившаяся далеко за пределами Вятской земли. Решив поклониться святыне, паломники, проделав путь в несколько сотен километров, предстали перед обращённой в клуб церковью. Изумлённые местные жители, не зная что ответить невиданным гостям, направили их в ближайшую действующую церковь в Ильинское.
Да, множество потрясений принёс нашему Отечеству XX век, превратив в конечном итоге наш народ в «Иванов, не помнящих родства». Религии объявили войну и поставили вне закона. Многие храмы были закрыты, перестроены под другие нужды, а то и вовсе разрушены. Участь сия не избежала и Владимирскую церковь.
Иерей Сергий КОЛУПАЕВ,
настоятель храма.
(Продолжение следует).

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Защитный код против спама:

Введите код с картинки:*